По словам Александра Шумовича, одного из учредителей компании Eventum Premo, начало 2014 года для отрасли выдалось многообещающим: подготовка к Олимпиаде и эйфория после вселяла надежду в игроков. Однако уже со второго полугодия картина изменилась: заказчики начали урезать бюджеты, а агентства-исполнители — переезжать в офисы подешевле и сокращать кадры. В целом сектор event-индустрии упал на 40%, причем это характерно не только для Москвы, но и для регионов.
Впрочем, точно оценить масштабы бедствия профессионалы не берутся. «Рынок эвента в России, особенно в регионах, настолько сер, что его реальный объем можно посчитать с точностью не более 40%. «В белую» работают только интернациональные компании и крупные федеральные, да и то свои мероприятия они вынуждены проводить неофициально, списывая расходы на консультационно-информационные услуги, аренду конференц-помещений, оборудования и прочее, — рассказывает Инесса Холоденина, руководитель регионального комитета Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ). — В региональных агентствах объем частных заказов и расчетов наличкой зачастую достигает 60%, у некоторых фирм, специализирующихся на свадьбах, — 100%».
«Скорее всего, многие event-агентства исчезнут в нынешний кризис, но я не вижу в этом катастрофы. В свое время рынок доткомов прошел процесс очищения, выжили самые сильные: Google, Instagramm и т.п. Вот и сейчас у кого-то окна на кладбище выходят, а у кого-то клыки растут. Настало время удивительных историй, необычных форматов, проектов, которые в «жирные» времена ни за что не возникли бы», — считает эксперт.
С этой позицией согласна Ева Габулова, креативный директор агентства AXIS. По ее словам, текучка кадров сегодня наблюдается практически у всех участников рынка и у всех брендов, как следствие — отрасль проседает по уровню профессионализма. Смелых заказчиков, готовых к грандиозным проектам, почти не осталось: с HR-менеджеров и пиарщиков так же трясут показатели эффективности, как KPI c власть имущих.
Самым осторожным оказался Валентин Смоляков, исполнительный директор Ассоциации коммуникативных агентств России: «Адекватный прогноз никто не сможет дать, как минимум, до конца первого квартала. Потому что рынок рекламы очень серьезно завязан на потребительский, а там происходят серьезные изменения, обусловленные ростом курса валют, санкциями. Одно понятно: всем придется научиться жить в новой реальности».
По словам участников конгресса, обычно заказчики отказываются от бесполезных с их точки зрения традиций: коллективных возлияний в день рождения фирмы, допустим, а вот эвенты с рациональным зерном по-прежнему востребованы. Причем тип коммуникации меняется: вместо классического «спикер-аудитория» используются разного рода параллельные дискуссии и мастер-классы, которые позволяют выстроить обратную связь.